знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 24 Сентябрь 1963 г. » Автор: К.К. 

ПЕТЕРГОФ. 

Больше 250 лет тому назад на бергу Балтийского моря, по замыслу и начертанию императора Петра 1-го Великого было приступлено к постройке Петергофского дворца.

Первое упоминание о Петергофе относится к 1704 году. Петергофом тогда называлась небольшая мыза, расположенная на берегу моря. Это была ферма, состоявшая из нескольких домов, хозяйственных построек, огородов и фруктового сада.

Император Пётр 1-й, проезжая из С.-Петербурга в Ораниенбаум, здесь останавливался, и тогда же у него явилась мысль на месте бедных домиков построить дворец с парком и фонтанами, приличествующий престижу империи.

Работы по планированию парков и возведению дворцов, гротов и фонтанов начались в 1714 году. Император Петр очень интересовался работами, входил во все детали предполагаемых проектов. При первой же возможности он отпускал средства для скорейшего окончания построек, о чем свидетельствуют указы и пометки на чертежах.

Уже в 1714 году были закончены большой грот с каскадами, канал с гаванью и малый дворец "Монплезир", а в 1721 году, после заключения победоносного Ништадтского мира, было отдано распоряжение о возведении дворца Иарли, павильона Эрмитаж, оранжереи и целого ряда построек. К этому же времени были закончены работы по распланированию дворцово-паркового ансамбля.

главными исполнителями Петровских замыслов били архитекторы И.Браунштейн, А.Леблок, Н.Микетти, М.Земцев, П.Еропкин, Г.Усов, И.Устинов; гидротехники З.Туволков, П.Суалем; скульптор К.Растелли и его русские ученики; садоводы Л.Горнигхфельд и А.Борисов.

С 1723 года почти десять лет работы в Петергофе не производились, и только в 1740 году наблюдается новый подъем строительства.

Сооружены несколько фонтанов, среди которых обращает всеобщее внимание фонтан в нижнем парке "Самсон", воздвигнутый в ознаменование Полтавской победы.

В каждом царствовании Петергоф расширялся, строились новые павильоны, перестраивались целые корпуса, для свиты и служащих дворца, украшались бассейнами, многочисленными декоративными статуями из свинца, дерева, мрамора и алебастра.

Небольшие по размерам помещения во дворце уже в царствование императрицы Анны Иоанновны не могли вместить всех придворных с их слугами, и пришлось приступить к расширению дворца. Над этой работой много положил труда архитектор Земцев и знаменитый Растрелли.

В декоративном оформлении Большого Дворца Растрелли проявил неистощимое богатство творческой фантазии. Пышно были украшены залы и парадная лестница. Неподражаемые по изяществу и красоте паркеты были выложены из различных пород дерева.Оригинальные из дерева и золоченые орнаменты, высокохудожественные статуи и вазы, живописные плафоны украшали дворец. Живопись и хрустальные люстры довершали пышность зала, салонов и других жилых помещений. Этим закончилось художественное оформление Большого Дворца, длившееся более 150 лет. - -

В период с 1825 до 1850 года, возникло три парка.: Александрия, Александрийский и Луговой. На их территории были построены дворец императора: Николая 1-го "Коттедж", "Фермерский дворец" императора Александра 2-го, "Гатчинская капелла", павильоны "Царицын", "Озерки" и "Бельведер".

Невозможно в кратком очерке перечесть все достопримечательности Петергофа.

Дворец, стоящий на высокой террасе, украшен оригинальной кровлей с золотыми куполами; один из них, над дворцовой церковью, Далеко виден со стороны залива. С балкона же дворца открывается очаровательный, не поддающийся описанию вид на центральный район Петергофского ансамбля, на канал и море. На этот удивительный вид еще в 1723 году сам император Петр 1-й Великий обратил внимание французского посла Компре-Дона, заметив, что в Версале "нет такого чудного вида, как здесь", где с одной стороны открывается море с Кронштадтом, а с другой - вид С.-Петербурга.

Фонтанный водовод Петергофа - один из самых сильных в мире. Он питает более 2.000 струй, выбрасывающих за десять часов ежедневного действия около 100.000 кубических метров воды. Первым строителем этого замечательного гидротехнического сооружения, начатого еще при императоре Петре 1-м, был Василий Туволок.

На протяжении двух столетий, до революции 1917-го года, водовод совершенствовался в отношении развития техники.

Архитектурно-художественный ансамбль Петергофа неоспоримо считается шедевром русского зодчества и искусства 18-го века, свидетельствуя о высоком искусстве его создателей: архитекторов, садовников, скульпторов, художников и декораторов.

Как и Версаль, Петергоф приобрел мировую известность и является образцом мировой архитектуры.

Во время последней войны большевики вырубили знаменитый парк с вековыми елями и липами. Немецкая армия, заняв Петергоф, не оберегла его от хищений. Перед отступлением дворец был подожжен, и от былого величия и красоты дворца остались лишь одни стены.

По последним сведениям, советы решили реставрировать дворец с его парками и каскадами. Кажется, фонтаны снова стали действовать, многие павильоны реставрированы, приступлено к реставрации Большого дворца. Насколько они успеют выполнить это задание - трудно сказать. Трудно заново создать в наш материалистический век то, что создавалось людьми на протяжении двух столетий.

К.К.






ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов