знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 39 Декабрь 1964 г. » Автор: Багров Н. 

СТАРОЕ И НОВОЕ.

Старое и новое - вот две привычных антитезы, которые мыслит каждый, читая эти два слова.

Для нас Старое - не то, что состарилось и должно быть забыто. Напротив, наше старое - это вечно живая народная старина, подоплека народной души, ее исторический вклад в общечеловеческую культуру - неуничтожимый народный дух, его характер, гений и великие свершения, которые не умирают и не старятся, но живут вечной радостной жизнью, составляя истинную основу исторических путей данного народа.

А Новое? - Это не отвержение Старого, нет! - но понятие о новой эпохе, приходящей на смену своей предшественнице. И в наше время эта новая нарождающаяся эпоха жадно ищет слияния с наследством предков - с народной душой, с ее историческими истоками, стремясь очистить жизнь от посторонних примесей и всего того, что еще в недавнее время для многих заслоняло эти первоисточники живой воды.

Новая эпоха еще не окончательно назрела - она еще в проэкции, в контурах, в переходных исканиях и томительном ожидании своего восхода, но она уже стоит у нашего порога и готова к нам войти, в то время, как свойственные нашему безвременью безидейность, огрубение душ, неверие и ничтожество содержания жизни - только краткий исторический момент, за которым должны последовать новые утверждения жизни и веры, новая возрожденная от оплевания и пепла народная душа, просветленная страданием и бурей и прекрасная.

Нет антитезы между прошлым и будущим, между отцами и детьми - но есть один путь, единое восходящее историческое движение, в котором и Старое, и Новое, меняя лишь формы и выражения, в своем лейтмотиве всегда однородны, исходя от математически точной и неизменной величины - народного духа, из которого вытекают и все его исторические воплощения.

Грядущая новая эпоха, после величайшего падения человека, должна стать - мы в это верим - новым ренессансом человеческой красоты и достоинства в мировом масштабе. Ибо наше время характеризуется всеобщей связанностью частей, при которой гибель одной из них несет смерть и другим, а воскресение народной души не может остаться явлением местным, превратившись в возрождение всеобщее, всечеловеческое.

Как после туч и грозных ударов молний вновь блистает на проясненном небе золотое солнце, - так после великих потрясений народная душа, в жажде нравственного покоя и устойчивости, возвращается к своим вековым национальным традициям - на прямой путь, на котором снова, при изменившихся условиях, творит новую жизнь, вступает в новый этап своего непрерывающегося поступательного движения, в согласии с вековечными законами природы и души человека, в любви к Божеству, к ближнему и своей родине, в любви к своей национальной культуре, в воскрешении в себе великих социальных эмоций добра, справедливости и веры, при наличии которых только и может жить и цвести душа человеческая, потому что эти эмоции присущи человеку, ему врождены, от него неотъемлемы, и без них человек превращается в существо, худшее и низшее животного.

Когда открываем мы скрижали русской истории, - сколько находим мы там величайших несчастий и длительных страданий русского народа, сколько великих подвигов самоотвержения и патриотизма, сколько веками укрепленной веры, которая, получив свое основное выражение в не случайно, но обдуманно избранной нами от Византии православной христианской религии, была поэтому легко усвоена русским народом, внедрена им в глубочайшие складки своего сознания и быта, прилепившись к русской народной душе, как неразрывная живая часть, как важнейшая И достойнейшая основа всей народной и государственной жизни, всей нашей истории, всего нашего исторического прошлого.

С течением времени все более сростаясь с народным сознанием, православная вера в свою очередь получила ценные вклады в свою сокровищницу от широкой, великодушной и религиозной русской души, она росла и крепла, усложняла свои церковные и мирские обычаи, развивала свою философскую мысль, превратившись в ту животворящую и великую религию многих миллионов людей, которой врата адовы не одолеют никогда.

И потому наше Новое заключается в отыскании утерянных нами нитей связи с нашим замечательным историческим прошлым, в том любовном проникновении душой в это прошлое, в его изучении и понимании, которых, к сожалению, еще недавно не было у многих образованных и умных русских людей.

Мы не хранили достойным образом нашего прошлого, мы даже утратили в себе его душу, мы стали чуждыми народу и оторванными от его вековых традиций, от его совести - и вместо того ушли в глубину отвлеченной философии, в построение собственных фантазий и воздушных замков, которые так жестоко нас потом обманули! Нам недоставало простого и реального изучения собственной страны и понимания души народа, его интересов, его верований - и русский народ оставался одинок, непонят, окружен лесом суеверий, без должного просвещения, в отсутствии которого следует искать корни многих случившихся бед.

Новая грядущая эпоха в основу своих задач поставит деятельную, а не фантастическую любовь к родине, к ее государственности, которую должны созидать, а не подрывать, к просвещению народа и восстановлению великих традиций народного духа.

В тяжком и вполне заслуженном изгнании живем мы, выплеснутые за рубежи России, Это изгнание и эта доля нами заслужены, потому что не выполнили мы нашего долга перед родиной: мало ей послужили, не крепко ее защитили в острый момент исторической опасности, плохо ценили те неисчислимые блага, которые проливала она на нас, и, наконец, несмотря на наше чуткое сердце и склонный к обобщениям ум наш - не предчувствовали, не предугадали той бездны, в КОТОРУЮ ныне сброшены вместе со всей Россией...

Но выдернутые с корнем из родной гряды, мы все же сохранили те разносторонние знания и опыт, которые дала нам Россия и которые мы теперь обязаны вернуть ей в лице наших молодых поколений, по нашей вине вместе с нами влачащих ныне свое существование на чужбине, без русского национального воспитания, без русских университетов и книгохранилищ, часто даже без русского слова и, наконец, без русской земли, русского неба и привольного русского воздуха, с их обновляющим бальзамом.

На каждом из нас лежит святой долг протянуть нашим преемникам руку и передать им максимум своих знаний, веры и традиций, которые скоро бесполезно умрут вместе с нами на чужой стороне.

Мы обязаны собирать и хранить для будущих поколений России все лучшее, что мы из нее вынесли, все то, что мы в ней любим,- перед чем благоговеем, во что веруем и о чем в тиши ночей шепчем молитву Спасителю мира... Чтобы будущая образованная Россия, вернувшись по домам и весям своим из изгнания, принесла своей родине полновесный багаж лучших человеческих и патриотических идеалов; чтобы воскресила лучшие традиции русской интеллигенции в ее стремлении служить своему народу; чтобы новые, пришедшие нам на смену в новую историческую эпоху русские люди, творя многотрудное дело возрождения Руси, могли, оглянувшись назад, сказать:

- Правда - наши отцы виноваты были во многом. Но пусть память о них не будет черна и земля им да будет легка, - ибо они подарили нам светлые идеалы служения родине!

Н.Багров.





ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов