знак первопоходника
Галлиполийский крест
ВЕСТНИК ПЕРВОПОХОДНИКА
История 1-го Кубанского похода и Белых Армий

Содержание » № 59-60 Август-Сентябрь 1966 г. » Автор: Осипов А. 

nullБронепоезд
"ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЕВ"
(Выдержки из Краткого Военного Календаря)

24.8.1919 г. Боевые действия между рекой Котлубань и рекой Сакаркой, в районе разъезда Паньшино и оставление бронепоезда. Убиты 6 солдат. Ранены: полковник Страно- любский и 10 солдат.

Подробности боя таковы:

В 2 часа ночи 24 августа было получено приказание занять к 5 часам утра позицию в районе разъезда Паньшино и реки Сакарка, где и действовать совместно с бронепоездом "Вперед за Родину" и конными частями генерала Улагая. Около 7 час. бронепоезд, будучи головным, имел бой у моста через р.Сакарка. Бой протекал в крайне невыгодных для бронепоезда условиях, так как последний подвергался обстрелу красной артиллерии в лоб и с правого фланга одновременно. К 8 часам утра бронепоезд получил уже пять прямых попаданий и имел трех убитых. К этому времени части ген.Улагая были оттеснены красными от южного берега р.Сакарка и отошли немного к Ю.З. К 11 часам утра выяснилось, что артиллерия красных заняла позицию группами вдоль древнего вала и жел.дор. линии. Для бронепоездов создалась почти невозможная обстановка. Фланговый огонь красной артиллерии преследует их на протяжении всего боевого участка длиной в 12-15 верст. Прямые попадания следуют одно за другим, жел.дорожные пути перебиваются снарядами. К 1 часу дня красной артиллерией приведен в негодность мост через реку Котлобань в тылу бронепоездов и вскоре же прочно занят ими, причем так же захвачен вспомогательный поезд. Далее, вследствие разрушения ж.д. пути артиллерийскими снарядами, оба бронепоезда оказались запертыми, имея свободный участок менее одной версты, что лишало их возможности путем маневрирования уходить из-под огня пристрелявшейся артиллерии красных. Последствия не замедлили сказаться. Около двух часов дня неприятельскими снарядами была зажжена пулеметная платформа. Большая часть обслуживавшей ее команды убита и ранена, часть пулеметов разбита. В одном из орудий неприятельским снарядом поврежден поворотный механизм, в другом заклинился снаряд. Осколком снаряда поврежден бронепаровоз. Пешая разведка бронепоезда установила, что ж.д. дефиле в тылу у бронепоездов занято красной кавалерией с пулеметами на тачанках. Таким образом, дать знать пешим порядком на ст.Котлубань о происшедшим не представлялось возможным. С бронепоезда "Вперед за Родину" начали поступать донесения о том, что он совершенно небоеспособен. Вскоре после этого бронепоезд "Вперед за Родину", наехав на перебитый путь, потерпел крушение. Учитывая создавшееся положение, около 3 час.дня решено было спешиться, взять легкие пулеметы и цепью отходить в Западном направлении для соединения со своими частями. Дабы не дать возможность красным, по исправлении пути, увести бронепоезд "Генерал Алексеев", последний был пущен на бронепоезд "Вперед за Родину", что повлекло за собой крушение. Видя это, красные сосредоточили по бронепоездам весь артиллерийский огонь и пошли в атаку. Первым выскочили из дефиле кавалерия и пулеметные тачанки. Пулеметным и ружейным огнем бронепоездных цепей красные были отбиты. Цепи продолжали отходить, временами залегая и отстреливаясь от наседавшей красной кавалерии. Раненые затрудняли отход. Командир бронепоезда "Вперед за Родину" полковник Скоритовский отбился от цепи своего бронепоезда и шагах в 100 от оставленных бронепоездов был настигнут группой красных всадников. По впечатлению, создавшемуся в цепи, он застрелился из имеющегося у него револьвера, так как падающим на землю его видели, когда красные были от него в нескольких шагах. Найденный на другой день его труп имел одну пулевую рану в область сердца, и, кроме того, у него было снесено лицо и часть лба выстрелом в упор из винтовки уже после его смерти. Рубленых ран не было. Труп был раздет и в нескольких местах обожжен.

Верстах в 4-5 от места оставления бронепоездов цепи были приняты на себя сотней нашей кавалерии, которая оказала помощь сначала огнем, а затем размещением раненых по лошадям. Далее отряд бронепоездов присоединился ко взводу кубанской батареи, расположенному на позиции в этом районе. Часов около 10 вечера взвод этот снялся с позиции и отошел к деревне Котлубань. С ним последовал и личный состав бронепоездов, который затем пешим же порядком двинулся на станцию Котлубань. Здесь выяснилось, что контр-атакой конницы ген.Улагая около 6 час.вечера красные были оттеснены от ст.Котлубань и что оставленные бронепоезда находятся в нейтральной зоне между нашими и красными. Потери бронепоезда: убитых 6, раненых 11. Младший урядник Кароль сгорел на пулеметной бронеплатформе. Большая часть потерь была понесена во время боя на бронепоезде.

5.2.1920 г. Боевые действия в районе ст.Песчанокопская и ст. Белая Глина. Гибель бронепоезда.

Подробности боя таковы:

5-го февраля бронепоезд занимал позицию несколько впереди ст. Песчанокопская. Станицу и станцию занимал 1-й Кубанский корпус численностью всего до 700 бойцов при 4-6 орудиях, сильно утомленный беспрерывными, более чем месячными боями и отступлением. Штаб корпуса, интендантство и казначейство на ст.Белая Глина. Там же находились бронепоезда "Вперед за Родину" и "Тяжелый бронепоезд № 2". Около 2-х часов дня, вследствие наступления превосходных сил красных, из штаба норпуса был получен приказ об отступлении. Корпусу было приказано отходить вдоль полотна жел.дороги на ст.Белая Глина, бронепоезду же "Ген.Алексеев" надлежало прикрывать отступление корпуса.

Около этого же времени со стороны ст.Белая Глина была услышана оживленная артиллерийская стрельба. Попытка включиться в жел.дор.телефонный провод, дабы выяснить обстановку на ст.Белая Глина, была безрезультатной, так как ст.Белая Глина не отвечала. Произведенная бронепоездом разведка в сторону ст.Белая Глина выяснила, что как станция, так и станица Белая Глина прочно заняты большими силами красной кавалерии с артиллерией. На станции шел грабеж составов. На горизонте в 3-4 верстах за станцией стоял недействующий бронепоезд.

Части 1-го корпуса, не вступая в бой, отступают в общем направлении на станицу Павловскую. Красная кавалерия преследует их и рубит. Наша артиллерия берется атакующей красной кавалерией. Бронепоезд "Генерал Алексеев" открыл огонь по станции и пошел в наступление с целью пробиться на ст.Ея, но вскоре с впереди идущего вспомогательного поезда прибежал на бронепоезд его личный состав, командир которого доложил, что его поезд, вследствие попорченного пути, на входных стрелках сошел с рельс паровозом и несколькими вагонами. Означенное подтвердилось бронепоездной разведкой. С этого момента красные прекратили огонь по бронепоезду, так как, очевидно, считали его своим трофеем.

Бронепоезд тоже прекращает стрельбу по красным. В казачьей части команды замечается нежелание продолжать бой ввиду неизбежности пленения бронепоезда. Отдельные небольшие группы красных подъезжают к бронепоезду на несколько десятков шагов, осматривают его, отвечают, какой они части и пр. и затем отъезжают обратно.

Когда начало темнеть, примерно около 4-5 часов, бронепоезд двинулся полным ходом в направлении ст.Песчаноокопской и, не доезжая до нее верст 5-6, останавливается. Снимаются панорамы и затворы с орудий, портятся тяжелые пулеметы, команда оставляет бронепоезд, взяв легкие пулеметы, и пешим порядком отходит по направлению станицы Павловской. Дабы замаскировать место оставления бронепоезда, а бронепоезд привести в негодность, последний без механика был пущен полным ходом в сторону ст.Песчаноокопской. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Команды бронепоезда и вспомогательного поезда, в составе около 65 человек, следуя через станицы Павловскую, Успенскую, Рашеватскую и Темижбекскую, не встречая красных частей, прибыли к вечеру 12 февраля на ст. Кавказскую. Как потом выяснилось со слов одного офицера с тяжелого бронепоезда № 2, единственного из чинов двух бронепоездов, бежавшего от красных, конная группа красных наступала на ст.Белая Глина от станицы Егорлыцкой. Взорвав ж.д. мост через реку Ея, она затем с тыла и левого фланга повела наступление на станцию и станицу Белая Глина. Бронепоезда "Вперед за Родину" и "Тяжелый бронепоезд № 2" были врасплох захвачены красными в районе ст.Белая Глина. Личный состав обоих бронепоездов погиб. На ст.Белая Глина были зарублены красными: командир 1-го корпуса генерал Крыжановский и чины его штаба. Красная конница, преследуя отходившие кубанские части, произвела даже налет на жел.дорогу Тихорецкая-Кавказская, сопровождавшийся порчей пути и телеграфной линии. Станция же Кавказская занималась ими около часа. В это же время база бронепоезда находилась на одной из промежуточных станций между Кавказской и Тихорецкой. Из оставшихся на базе чинов бронепоезда был составлен отряд для отражения могущего быть налета красных на станцию. Ввиду отсутствия паровоза база бронепоезда была разделена на две части и путем прицепки к проводившим поездам вывезена на ст.Кавказскую, через два часа после очищения ее от красных.

Кап. А.Осипов

(Продолжение следует)





ВПП © 2014


Вестник первопоходника: воспоминания и стихи участников Белого движения 1917-1945. О сайте
Ред.коллегия: В.Мяч, А.Долгополов, Г.Головань, Ф.Пухальский, Ю.Рейнгардт, И.Гончаров, М.Шилле, А.Мяч, Н.Мяч, Н.Прюц, Л.Корнилов, А.Терский. Художник К.Кузнецов